Интервью с директором Лингвистической гимназии № 23 им. А.Г. Столетова Еленой Дмитриевной Курицыной

Впереди еще один учебный год. Со своими маленькими и большими победами. Год труда, забот, мечтаний и свершений. Для Лингвистической гимназии № 23 им. А.Г. Столетова он станет еще и юбилейным. Одна из лучших школ региона отметит 220-летие со дня образования Владимирской гимназии – юридической предшественницы этого учебного заведения.

Мы встретились с директором гимназии № 23 Еленой Дмитриевной Курицыной, чтобы поговорить, как принято теперь в школах, о важном. О том, что в суете школьных будней чаще всего остается за кадром.

  • Елена Дмитриевна, остались считанные дни до начала нового учебного года. С каким чувством встречаете юбилейный год?
  • Значимый юбилей мы встречаем с прекрасными результатами предыдущего года. Вот совсем недавно выпустили во взрослую жизнь еще 79 прекрасных учеников. Особая гордость – 25 золотых и 9 серебряных медалистов! Радует, что уровень знаний наших выпускников намного выше среднего показателя по России и региону. Так, средний балл по русскому языку на ЕГЭ-2024 среди наших учеников составил 75 баллов, по профильной математике – 71 балл. Один из наших выпускников Кирилл Пронин получил максимальные 100 баллов по русскому языку. В 2024 году число выпускников, которые получили 80 баллов и выше, значительно выросло по сравнению с предыдущим годом.

Уверена, что новый год будет уникальным, ведь каждый период в истории гимназии запоминается чем-то особенным.

  • На протяжении многих лет гимназия № 23 с завидным постоянством удерживается в рейтинге лучших школ региона и показывает высокие образовательные результаты. Взять хотя бы итоги этого года. Как удержаться на плаву?
  • Гимназия – живой, развивающийся организм. Мы идем в ногу со временем, чтобы соответствовать социальному запросу семьи и страны в целом. А если быть точнее – действуем на опережение. Сегодня мы просто обязаны быть на шаг впереди! Это продиктовано глобальными изменениями, происходящими в мире, запросами со стороны работодателей и тенденциями внутри рынка труда, а также модернизацией образования. Мы должны уловить перспективные компетенции XXI века и сделать всё, чтобы наши выпускники были востребованы и успешны.

Да, у нас лингвистическая гимназия, но мы прекрасно понимаем, что сейчас существует огромный спрос на математиков, физиков, программистов, финансистов-экономистов и т.д. Именно по этой причине мы проделали огромный путь, чтобы стать базовой школой Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Мы гордимся партнерскими отношения с «Вышкой», которые создают особые условия для наших учащихся и учителей: дети имеют возможность свободно общаться с преподавателями университета и получать реальные профессиональные знания, а педагоги – бесплатно повышать квалификацию в рамках образовательных курсов и проектов.

Сегодня в России стремительно развиваются цифровые проектные решения, а приоритетной задачей в развитии образовательной системы является создание возможностей для адаптации подрастающего поколения к условиям цифровой экономики. Всё это требует от педагогических работников особых компетенций, поэтому в 2023 году наши учителя прошли обучение по технологиям искусственного интеллекта. Профессиональная программа «Быстрый старт в искусственный интеллект» была организована МФТИ, за что им огромное спасибо.

Кроме того, мы напрямую работаем с Минцифры РФ и успешно реализуем проект по подготовке IT-специалистов «Код будущего». Во Владимирской области наше учебное заведение является единственным партнером «1С-Образование». В период кадрового дефицита в IT-сфере это направление пользуется популярностью. Сегодня на базе гимназии обучается самое большое количество будущих программистов со всей области.

В марте этого года прошли первые переговоры с МГИМО о возможности реализации новых совместных проектов на базе нашего учебного заведения.

  • Впереди – юбилейный год! Гимназия отметит 220-летие со дня образования Владимирской гимназии – юридической предшественницы вашего учебного заведения. Что чувствуете Вы, понимая, что являетесь продолжателем тех традиций?
  • Датой основания Владимирской гимназии принято считать 7 августа 1804 года. Мы являемся преемниками этого учебного заведения.

Изучаешь историческое наследие тех лет и поражаешься высочайшему уровню обучения в гимназии. Приведу лишь один пример. В то время дети имели возможность выучить 4 иностранных языка. В «Таблице часовых уроков», подлинном документе того времени, мы видим, что латинский язык дети учили с 1 класса; греческий – с 3 класса; французский и немецкий – со 2 класса.

Мы очень бережно относимся ко всем историческим документам, дошедшим до нас. Постоянно находим в них что-то новое, изучаем, восхищаемся и думаем, а как этот исторический опыт можно применить в современных условиях. Важно понимать, что образование – это не только формирование нового, это еще и передача наследия. Выбирая новое каждый день, важно сохранить ядро. Это наши корни, история, традиции. Наш эталон качества.

Очень ответственно и волнительно осознавать, что мы продолжаем эти замечательные традиции, заложенные более двух столетий назад.

  • Как Вы считаете, а какова роль родителей в образовательном процессе? На что им следует обязательно обратить внимание, чтобы в дальнейшем ребенок был успешным?
  • Родители должны найти зону успеха ребенка. Ту область, где то, что он делает, ему важно. Нужно учитывать, что каждый ребенок индивидуален, и его талант может проявиться не только в школьных предметах. Да, кто-то с рвением стремится к новым познаниям, а для кого-то важнее проявить себя в резьбе по дереву или уходе за людьми. Не надо считать, что успех только в знаниях. Вот это очень важно учитывать и родителям, и педагогам.

Очень многое в жизни зависит от родительского воспитания. Вы знаете, что с 1971 года наша гимназия носит имя великого физика Александра Григорьевича Столетова, который учился здесь с 1849 по 1856 годы и был награжден золотой медалью «за отличные успехи в науках и благонравие». Так вот успех Саши и всех детей Столетовых стал возможным во многом благодаря семье – глубокому и ответственному отношению родителей к воспитанию, образованию, кругу общения. Целиком отдала себя воспитанию детей мать Александра - Александра Васильевна Столетова. Незаурядная женщина по тем временам: она была не только грамотна, но и начитанна. Арифметику и русский язык она сама преподавала своим детям. Родители Саши отлично понимали, что детей обязательно нужно учить, и учить качественно. В доме Столетовых знания ценили, покупали книги, выписывали журналы. Детей с ранних лет приучали к труду, учили уважать и ценить труд другого человека. Практически все дети окончили гимназию и получили университетское образование - только старший брат Василий вынужден был ее покинуть, так как пришлось заниматься делами отца. Александра Васильевна смогла очень правильно организовать жизнь детей в семье. Под ее благотворным влиянием воспитывался характер будущего ученого. Учатся дети, учится и мать. Чтобы не отставать от сыновей, и ей приходилось много читать, во много разбираться. Удивительная женщина!

Важно, что сегодня ориентиром всей государственной стратегии нашей страны стала семья. Поддержка семей с детьми – фундаментальный нравственный выбор России. Это правильно! Я горячо поддерживаю этот национальный проект, потому что всё начинается с семьи.

А еще очень радует, что в нашей гимназии много думающих, образованных и чутких родителей. А для успеха детей, наверное, это самое важное сегодня.

  • Гимназия № 23 во все времена была точкой притяжения для больших и маленьких. Именно здесь собран уникальный коллектив учителей-единомышленников. Сюда последовательно приходят несколько поколений одной семьи. Что значит, на Ваш взгляд, учиться в одной из лучших школ региона? Сложно ли это?
  • Я не думаю, что это сложно. Важно другое – когда Вы решаете стать частью нашей команды, Вы должны уважительно относиться к тем традициям, которые здесь сложились. Наша сила всегда была в единении. И это единение прослеживается у нас в каждой детали – сохранении традиций, учебной форме, поведении, уважении к старшим. Если говорить образно, мы являемся носителем «культурного кода гимназия №23», и это очень большая ответственность. Конечно, каждый, кто сюда приходит, должен это понимать.

А все сложности, которые случаются в школе, надо воспринимать как бесценный тренинг, шанс научиться жизни среди других людей. Внутри меня всегда есть желание помочь ребенку, поддержать его, дать шанс… Но именно дать шанс, а не пройти за него его путь. Победить он должен сам!

  • Вы ежедневно уделяете внимание простым, но очень важным вещам: каждое утро встречаете ребят на крыльце школы; выходите в коридоры во время школьной перемены, чтобы пообщаться с гимназистами и проконтролировать их внешний вид; отмечаете в столовой тех, у кого самые чистые тарелки. Почему для Вас это важно?
  • Я проживаю с гимназией жизнь. Мне важно видеть детей, быть с ними в контакте, создавать для них все условия. Здесь им должно быть интересно, спокойно и безопасно. Я всегда немножко боюсь за них… Очень переживаю и пытаюсь включаться в их историю.
  • Успех гимназии напрямую связан с Вами. Вы - локомотив, который идёт всё дальше и дальше. В чем секрет Вашего успеха, как руководителя?
  • Думаю, что никакого секрета здесь нет. Просто ответственно и с душой делаю всё, чем занимаюсь. Не люблю работать спустя рукава.

Невозможно игнорировать то, что приходит в твою жизнь. Ты можешь закрыть глаза, спрятать голову в песок, но обстоятельства все равно существуют. Для того, чтобы быть счастливым, надо обладать способностью принимать и сохранять равновесие в изменяющихся условиях. И никогда не забывать про человечность. Сохранить ее – это, мне кажется, самая главная сегодня задача.

  • Вы очень сильный человек. А есть в Вашей жизни те, к кому можете обратиться за помощью, пожаловаться?
  • К близким. К Богу. Если есть ситуация, с которой трудно справиться, какая-то несправедливость или тревога из-за глобальных вещей, для меня Бог – ответ, поддержка, помощь. Я по-настоящему верю, что всё, что с тобой происходит в жизни, имеет смысл. И тебе в этом замысле тоже отведено особое место. На всё промысел Божий. Ко всем поворотам судьбы отношусь философски – все люди и встречи приходят в твою жизнь не случайно. Они – твой жизненный опыт. Нужно только понять, для чего они посланы на том или ином этапе жизненного пути.
  • Есть абсолютно потрясающая фраза Антуана де Сент-Экзюпери о том, что все мы родом из детства. Что сохранилось от маленькой Лены сегодня? Что осталось в душе с детских лет?
  • Своя точка зрения и желание отстаивать ее во что бы то ни стало были всегда. В детстве я была очень упертая. Могла часами стоять в углу, настаивая на своей правоте. Могла даже уснуть в этом углу. Если я считала, что была права и меня незаслуженно наказали, я никогда не просила прощения и готова была стоять в этом углу вечно (смеется). С другой стороны, всегда могла извиниться, если понимала, что была не права.

Кроме того, я всегда серьезно готовилась к публичным выступлениям. В детстве, можно сказать, выросла с зеркалом – любила репетировать перед ним свою речь и мимику (смеется). Да и сейчас перед важными выступлениями я всегда готовлюсь.

  • Елена Дмитриевна, а какой девочкой Вы были в школе?К юбилею гимназии, изображение №1
 
  • Очень активная, неугомонная. Я всегда была в совете дружины, вела передачи в радиорубке. Школу закончила с золотой медалью, хотя в начальной школе мама ругала меня, что я недостаточно серьезно отношусь к урокам. В нашей семье образцом того, как надо учиться, всегда была старшая сестра Людмила. Я во многом последовала в жизни за ней, после школы также поступила в пединститут.
  • Расскажите о родителях.
  • Мама прошла всю войну. Все ее одноклассники сразу после выпускного ушли на войну. Папа воевал на Юго-Западном фронте, был ранен. Ради нас мама бросила факультет иностранных языков в Горьковском пединституте. Мама внушала нам с детства, что жизненно необходимо получить образование и устроиться на работу. Так мы с сестрой оказались в пединституте на инязе.
  • Как сложилась жизнь после окончания института?
  • По распределению я попала в школу № 5 города Гусь-Хрустального. Отработала там учителем иностранного языка 8 лет. Вела уроки английского и немецкого. А когда не хватало учителей, преподавала рисование. Было и такое!

После школы №5 устроилась в нашу гимназию. Работала здесь учителем и организатором внеклассной работы. Этот педагогический опыт мне очень пригодился в будущем. В 1988 году меня назначили директором. Тогда мне было всего 36 лет.

  • Помните свои первые дни в должности директора?
  • Да, помню прекрасно. Тогда меня не все приняли из-за возраста. Многие ушли из гимназии, я переживала. Но со временем пришли и остались свои люди, единомышленники, с которыми до сих пор работаем плечо к плечу. Принимая глобальные решения, я стараюсь бережно относиться к людям и пытаюсь найти общий язык со всеми. Не всегда это получается. Но я стараюсь.
  • Елена Дмитриевна, а чем гордитесь особо?
К юбилею гимназии, изображение №2
 
  • У меня было три случая, когда мы спасли жизнь детям. В такие моменты понимаешь, что ты здесь не зря.
  • Есть мечты?
  • Они связаны с детьми и внуками. Хочу, чтобы дети были самодостаточными, никому не угождали. Чтобы принимали правильные решения.
  • С какими мыслями встречаете новый день?
  • Каждое утро встаю рано, легко. В гимназию иду с молитвой. Прошу Пресвятую Богородицу, чтобы она оградила от невзгод моих внуков, детей, коллег, наших учащихся и их родителей. Иду вперед и думаю о новом дне… С верой и надеждой на лучшее.

Беседу вела Мария Привалова

Поделиться: